Про пусковые токи


EX3.png Подписывайтесь на наш канал youtube.com и ставьте лайки, чтобы увидеть больше интересных видео! ;)


У каждого водителя была такая ситуация, когда смотришь на пусковой ток аккумулятора, и посещает мысль: «маловато…» :(

Вот только многие не знают, что показатели пускового тока бывают разные и измеряются по разным стандартам. Попробуем распутать этот клубок и описать все как можно более доступным языком. Поехали!


ССА (Cold Cranking Amps \ Ток Холодного Пуска или Ток Холодной Прокрутки)

В свое время, а было это давно, организация Battery Council International разработала серию тестов для стартерных аккумуляторных батарей, чтобы все производители во всем мире могли пользоваться единым стандартом. И один из этих тестов был посвящен пусковому току.

Как это работает?

Ученые, инженеры и просто славные ребята поместили полностью заряженный аккумулятор (это важно) в холодную среду -18оС. 


EX3.png В каких-то источниках писали: они пили кофе, играли в карты и совсем не спали в течение 24 часов, до тех пор, пока аккумулятор реально не охладится.


Затем, если говорить по-простому, инженеры давали аккумулятору непрерывную нагрузку в течение 30 секунд и тест считался успешным если напряжение на аккумуляторе не падало ниже 7,2В. 


EX3.png Кэп намекает: из аббревиатуры CCA слово «cold – холод» означает, что аккумулятор подходит для эксплуатации в холодном климате. А при чем здесь холодный климат? Так Вы спросите у людей, которые живут в холодных странах, как заводятся их дизельные автомобили? ;)


Ну тест… Ну холодно… И что дальше?

Благодаря этому тесту, инженеры определили, сколько при производстве нужно заложить пускового тока для аккумулятора определенной емкости, чтобы он с легкостью запустил двигатель определенной мощности. А дальше потребителю оставалось только правильно подобрать емкость батареи под свой автомобиль и дело в шляпе.


Наука — это не торговля!

Но потом вмешались маркетинг, реклама и конкуренция на рынке между производителями. 


EX3.png Как мировые автоконцерны соревнуются друг с другом в том, у кого в спорткаре больше «лошадок» под капотом, так и производители аккумуляторов делают то же самое со своей продукцией. 


Долгие годы компании и бренды убеждали покупателей: «больше значит лучше». И сейчас очень многие уже принимают это как должное. Но если подумать, может больше это и лучше, но не всегда необходимо и однозначно дороже. 


Так какой пусковой ток оптимальный?

Все зависит от климата и многих других факторов, таких как качество аккумулятора, уровень заряда и т.д. Непреложной истиной остается факт: что чем ниже температура окружающей среды, тем меньше пускового тока отдаст аккумулятор при запуске двигателя. И наоборот. И важно знать, что все автомобили потребляют (при температуре выше нуля) не больше половины того, что может реально выдать аккумулятор. Все делается с запасом!


Ломаем стереотипы

Многие водители большим пусковым током компенсируют неполный заряд своего аккумулятора, но это его постепенно убивает. Гораздо экономичнее и правильнее будет следить, чтобы заряд аккумулятора всегда был полным и подбирать аккумулятор в первую очередь согласно климатических условий. Если зимы нет, то и мощный аккумулятор не нужен. 


Пусковые токи: другие стандарты

Помимо CCA существуют и другие стандарты измерения пускового тока в стартерном аккумуляторе. Большинство из них используются или крайне редко; или в других странах; или имеют свою специфику. 


EX3.png Мы не будем врать – кто их придумал мы не знаем достоверно. Разные источники пишут разное: другие производители в целях маркетинга, или это было связано с технологическим процессом; некие научные организации или правительства разных стран. 


Не важно кто придумал, важно то, что эти стандарты активно используются при производстве аккумуляторов и нужно понимать, как их расшифровать. Поехали по порядку…

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Те, что мы встречали в Украине


SAE (Society of Automotive Engineers) 

Процесс тестирования пускового тока в аккумуляторе для этого стандарта такой же, как и для CCA. Это факт. Мы не узнавали почему и в чем тут путаница. Суть остается прежней: полностью заряженный аккумулятор помещается в холодную среду -18оС. Затем, на него подают непрерывную нагрузку в течение 30 секунд и тест считается успешным если напряжение на аккумуляторе не падает ниже 7,2В. 

CA (Cranking Amps)

Процесс тестирования пускового тока в аккумуляторе для этого стандарта такой же, как и для CCA, с разницей лишь в том, что тест проводят при нулевой температуре. Полностью заряженный аккумулятор помещается в температурную среду 0оС. Затем, на него подают непрерывную нагрузку в течение 30 секунд и тест считается успешным если напряжение на аккумуляторе не падает ниже 7,2В. Показатели пускового тока после такого теста будут выше чем после теста CCA. Это обусловлено более высокой температурой окружающей среды. 

EX3.png Маркетологи из американской компании-производителя аккумуляторов OPTIMA проводили исследование, в ходе которого выяснили, что 89% покупателей отдадут предпочтение при покупке аккумуляторам с более высоким показателем пускового тока CA, вместо CCA, даже если они будут стоить на 20% дороже.


EN (European Normal)

Процесс тестирования пускового тока в аккумуляторе для этого стандарта делится на две методики:

EN1 – полностью заряженный аккумулятор помещается в холодную среду -18оС. Затем, на него подают непрерывную нагрузку в течение 10 секунд, чтобы напряжение на аккумуляторе упало до показателя 7,5В. После перерыва в аналогичные 10 секунд, на аккумулятор возобновляется уже увеличенная нагрузка и продолжается в течение 73 секунд, до полного разряда. 


EN2 – полностью заряженный аккумулятор помещается в холодную среду -18оС. Затем, на него подают непрерывную нагрузку в течение 10 секунд, чтобы напряжение на аккумуляторе упало до показателя 7,5В. После перерыва в аналогичные 10 секунд, на аккумулятор возобновляется уже увеличенная нагрузка и продолжается в течение 133 секунд, до полного разряда в 6В.

EX3.png Для аккумуляторов, которые поставляются в Европу – это самый распространенный стандарт. Вот только не ищите на этикетках EN1 или EN2. Производители всегда пишут просто EN. 


DIN (German Industrial Standard)

Полностью заряженный аккумулятор помещается в холодную среду -18оС. Затем, на него подают непрерывную нагрузку. Тест считается успешным, если напряжение аккумулятора не упадет ниже 9В в течение 30 секунд, и 6В в течение 150 секунд.

EX3.png Такая маркировка частенько встречается на «родных» аккумуляторах, установленных в европейских автомобилях. Хотя некоторые источники утверждают, что этот стандарт утратил свою популярность среди производителей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Те, что мы НЕ встречали в Украине


JIS (Japanese Industrial Standard)

Полностью заряженный аккумулятор помещается в холодную среду -15оС. Затем, на него подают непрерывную нагрузку силой 150А в течение 30 секунд или 300А в течение 10 секунд. Японский тест считается успешным, если напряжение аккумулятора не упадет ниже 6В.

EX3.png Забавно то, что даже японский производитель аккумуляторов YUASA пользуется стандартами SAE \ CCA \ EN1 вместо более родного JIS. 


Еще один интересный момент. Пусковые токи по JIS обычно зашифрованы в специальных обозначениях. Например, если на аккумуляторе написано 65D23L, то параметры пускового тока для таких аккумуляторов серии SMF будут 540А, а для аккумуляторов серии CMF будут 580А, согласно таблицы. Таблица приведена ниже.

Puskovie-Toki-Tablica-JIS-1.jpg

EX2.png Данные в таблице неполные, и могут содержать неточности, так как первоисточник происхождения таблицы не проверен! А еще, согласно логики производителей, данные могут меняться, корректироваться и банально устаревать.


Чтобы расшифровать остальные символы в кодах JIS предоставим короткий пример:

1-я, 2-я и 3-я буквы – тип корпуса

1-й и 2-й символы – приблизительный диапазон емкости (вычисляется по формуле)

3-й символ – отвечает за ширину и высоту аккумулятора

4-й и 5-й символы – длинна в сантиметрах

6-й символ – полярность


Пример: SMF55D23L

SMF – необслуживаемый

JIS-korpus-3.jpg

55 – приблизительный диапазон емкости (вычисляется по формуле)

D – Отвечает за ширину и высоту аккумулятора

JIS-gabarit-3.jpg

23 – длинна в сантиметрах

L – полярность

JIS-Polarity-3.jpg


MСА (Marine Cranking Ampere)

Процесс тестирования пускового тока в аккумуляторе для этого стандарта такой же, как и для CA. Для морских судов этого обычно хватает с головой. Суть остается прежней: полностью заряженный аккумулятор помещается в температурную среду 0оС. Затем, на него подают непрерывную нагрузку в течение 30 секунд и тест считается успешным если напряжение на аккумуляторе не падает ниже 7,2В.

IEC (International Electrotechnical Commission)

Полностью заряженный аккумулятор помещается в холодную среду -18оС. Затем, на него подают непрерывную нагрузку в течение 10 секунд, чтобы напряжение опустилось до 7,5В. После, на него продолжают подавать нагрузку в течение еще 20 секунд, чтобы напряжение опустилось до 7,2В. Затем аккумулятор берет паузу на 20 секунд. В этот момент уровень его заряда должен составлять 60%. На последнем этапе на аккумулятор подают нагрузку еще в течение 40 секунд, и, если напряжение опустится не ниже 6В, тест будет считаться успешным.


EX3.png Опять-таки по версии некоторых источников, этот сложный тест утратил свою популярность. 


HCA (Hot Cranking Amps)

Процесс тестирования пускового тока в аккумуляторе для этого стандарта такой же, как и для CA, с разницей лишь в том, что тест проводят при плюсовой температуре. Полностью заряженный аккумулятор помещается в температурную среду +26оС. Затем, на него подают непрерывную нагрузку в течение 30 секунд и тест считается успешным если напряжение на аккумуляторе не падает ниже 7,2В. 


EX3.png Этот тест обычно мало актуален для большинства стран, так как он исключает холодный климат. 


Ниже приведена таблица перевода токов холодного пуска, которую можно повсеместно встретить в интернете (CCA \ SAE, EN, IEC, DIN)

Puskovie-Toki-Tablica-COMMON1.jpg

Вот что интересно. Если верить математическим формулам, по которым вычисляется разница между пусковыми токами, измеренными по разным стандартам и отталкиваться от первичных показателей CCA \ SAE:


IEC = DIN / 0,85

EN = DIN х 1,7

DIN = (SAE - 40) x 0,66


EX2.png Эти формулы мы взяли с официального сайта японского производителя аккумуляторов YUASA. 


В таком случае таблица выше является неточной. Вот пример более точной таблицы перевода токов холодного пуска.

Puskovie-Toki-Tablica-REAL1.jpg

EX2.png Если эти вычисления верны, единственным оправданием для первой таблицы, является то, что с маркетинговой точки зрения пусковой ток в 572 является не таким привлекательным как 570. Это лишь наше субъективное предположение, которое вызывает еще больше вопросов… 


IBP-Slayder.jpg

Комментарии
Написать комментарий